Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






Понедельник, 29.04.2024, 00:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Громадська організація
Регіональний енергетичний центр
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Февраль » 23 » 20 событий и 10 новостей 2010 года (1-я часть)
15:58
20 событий и 10 новостей 2010 года (1-я часть)

"Путешествие в будущее" с целью узнать, что нас ждёт в новом году, мы совершаем не впервые. В прошлый раз редакция "Мембраны" заглядывала в 2004-й и практически ни в чём не ошиблась. Ну, может, самую малость (иллюстрация MEMBRANA).

Наш обзор-прогноз получился довольно-таки аэрокосмическим. А что поделать, если в новом году столько всего будет летать: не только частные ракеты и солнечные самолёты, но и парусники, автомобили, роботы, частицы, Интернет. Многое, конечно, будет ехать. Катамараны собираются плыть. Кое-что планирует продаваться, надуваться, светить и просто стоять на месте. Всё, о чём мы расскажем, так или иначе должно пойти людям на пользу. Прочее и упоминать ни к чему. Праздник же!

В наступающем году нас ждёт последний полёт американских крылатых челноков – важное событие для мировой космонавтики. Что бы ни говорили критики, но программа шаттлов (Space Shuttle program) сыграла огромную роль в освоении космоса. В ней были и трагические страницы, и экспедиции, оказавшие неоценимую помощь науке. Прощальный старт Discovery закроет целую эпоху, начавшуюся, страшно подумать, аж 12 апреля 1981 года с первым запуском челнока Columbia.

В сентябре 2010-го шаттл Discovery должен отправиться в рейс STS-133 к МКС. В грузовом отсеке челнока будут размещены платформа снабжения ELC4 и итальянский грузовой модуль MPLM Leonardo.

В прежние полёты MPLM стыковались со станцией только на время пребывания шаттла, а для последнего рейса Leonardo должны трансформировать в постоянный модуль (Permanent Logistics Module), который останется в составе станции с уходом челнока. После этого МКС предстоит не так много шагов для завершения долгостроя на орбите (о других мы рассказывали).


Сентябрьский вояж Discovery окажется 134-м в истории американских челноков и 36-м их рейсом к МКС. На снимках: Discovery и Leonardo в разных полётах (фотографии NASA).

На 2010 год намечен первый старт в космос ракеты-носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon от SpaceX. Небольшая американская компания, нынешним летом самостоятельно поднявшая на орбиту малайзийский спутник, должна сделать очередной шаг к завоеванию космоса частным сектором.


Вверху: сборка первых экземпляров "Дракона" идёт полным ходом. В центре: оригинальный лидар DragonEye (обведён красным), который должен помочь "Дракону" автоматически подойти к стыковочному порту МКС, уже испытан в деле – он был установлен на шаттле Endeavour во время его полёта на станцию в июле 2009-го (правее показан захват им цели на МКС). Внизу: основатель SpaceX Элон Маск (Elon Musk) и Falcon 9 на мысе Канаверал (фотографии SpaceX).

Dragon (о его разработке мы говорили) способен быть как грузовиком (в этой роли он и будет выступать поначалу), так и пилотируемым аппаратом. Он призван отчасти заполнить "пустоту", которая создастся после ухода шаттлов, о чём у SpaceX уже имеется договорённость с NASA. Во время одного из последующих полётов (они, возможно, тоже пройдут в 2010-м) Dragon планируется состыковать с МКС.

А в июне должна приземлиться капсула с космического аппарата Hayabusa. Тогда учёные наконец смогут точно выяснить — сумел ли многострадальный зонд, испытавший в 2005 году во время своей работы вдали от нашей планеты массу технических проблем, забрать образцы грунта с астероида Итокава.

Если у японской космической миссии не случится новых нештатных ситуаций, это будут первые в мире кусочки породы с астероида, привезённые на Землю. Надо ли объяснять, какую научную ценность они представляют?


Вверху: Ричард Брэнсон (Richard Branson), основатель Virgin Galactic, планомерно движется к цели, объявленной ещё в 2004-м: выполнению первых в мире туристических суборбитальных рейсов за границу атмосферы.

Внизу: недавно представленный космический челнок SpaceShipTwo (он подвешен меж двух фюзеляжей самолёта-носителя WhiteKnightTwo) должен совершить свои первые испытательные полёты в 2010 году (фотографии Virgin Galactic).

Хотя рейсы SpaceShipTwo с коммерческими пассажирами на борту намечены лишь на 2011-й, именно старты в следующем году должны показать реальность безумного предприятия. Впервые после появления космического туризма как такового (мы имеем в виду платные визиты на МКС) он должен стать сравнительно доступным: $200 тысяч за двухчасовой суборбитальный прыжок против $20-30 миллионов за несколько дней пребывания на орбите. (Подробнее об этих машинах и о профиле полёта можно узнать здесь и вот тут.)

На конец года намечен старт солнечного парусника LightSail-1. Разрабатываемый в Планетарном обществе (Planetary Society) аппарат должен стать первым космическим "фрегатом", который доказал бы на практике работоспособность такого метода передвижения.


LightSail-1 призван прервать полосу откровенных провалов и частичного успеха ряда предыдущих похожих миссий, а значит – открыть дорогу к построению лёгких и быстрых исследовательских зондов, способных за умеренные сроки достигать самых отдалённых уголков Солнечной системы (иллюстрация с сайта inhabitat.com).

Поднебесная продолжит развитие своей пилотируемой космической программы. Предыдущий полёт корабля "Шэньчжоу-7" (Shenzhou 7) в 2008-м принёс Китаю первый выход в открытый космос. В новом году, как и в "старом", пилотируемых запусков не будет, но, не исключено, он окажется куда более интересным и важным для китайского космического агентства CNSA.

По информации China Daily, во второй половине 2010 года на орбиту должна выйти первая китайская космическая станция "Тяньгун-1" (Tiangong 1), что означает "Небесный дворец" (или храм). Её основной модуль (по размеру и весу приблизительно сравнимый с кораблями "Шэньчжоу") будет оборудован стыковочными узлами для приёма в дальнейшем дополнительных модулей, а также пилотируемых кораблей Shenzhou и "грузовиков".


"Небесный дворец 1", макет которого показан на этом снимке, стартует в космос без экипажа, а первые стыковки с ним корабли Shenzhou выполнят уже в 2011 году. Сначала – в беспилотном автоматическом рейсе, а позже – и с визитом временного экипажа. Предполагается, что первая космическая станция Китая проработает на орбите два года. Позднее за ней последуют станции Tiangong 2 и 3 (кадр CCTV.com).

В конце 2010 года заказчики самолёта Boeing 787 Dreamliner начнут получать серийные "Дримлайнеры". Так откроется новая глава в гражданской авиации.

Впервые взлетевший всего пару недель назад аппарат поднял на новую высоту комфорт, бесшумность, экологическую чистоту и, самое важное, экономичность магистральных авиалайнеров. Изготовленный в значительной мере из углеволоконных композитов, впервые для самолётов такого класса, новейший продукт "Боинга" поставил в положение догоняющих компании-конкуренты (понятно, в первую очередь своего давнего соперника из Европы).


22 декабря в небо поднялся (и, как видно на фото, успешно сел) второй "Дримлайнер". Он раскрашен в цвета All Nippon Airways – именно эта авиакомпания первой получит 787-е в своё распоряжение (фото Kevin Scott, Jetwash Images/airliners.net).

На лето намечен первый в мире бестопливный полёт человека в режиме "день – ночь – день". Достижение намерен записать на свой счёт самолёт Solar Impulse HB-SIA, впервые поднявшийся в воздух в декабре 2009-го.

Самолёты на солнечной энергии являются большой редкостью, но творение швейцарской команды попросту уникально: это первый пилотируемый аппарат на фотоэлектрических батареях, способный оставаться в небе и ночью. Доказать это и призван 36-часовой рейс.

Амбициозный проект швейцарцев затеян не только ради рекорда: команда Бертрана Пиккара (Bertrand Piccard) намерена своим примером показать путь развития техники на ближайшее будущее, в котором разнообразные машины и механизмы должны всё меньше и меньше полагаться на ископаемое топливо.


11 628 солнечных ячеек, расположившихся на гигантских крыльях и оперении HB-SIA, днём должны давать достаточно энергии не только для самого полёта, но и для накопления её про запас – на последующую ночь (фотографии Solar Impulse).

На 25 февраля запланирована официальная презентация франко-швейцарского катамарана PlanetSolar – самого крупного в мире судна, движимого силой солнечного света. Об этом проекте мы детально рассказывали.

Напомним, вся верхняя часть 60-тонного аппарата будет покрыта солнечными панелями — это ни много ни мало, а около 500 квадратных метров. В 2010 году PlanetSolar предстоят испытания и, вероятно, серия демонстраций его возможностей. А уже на 2011-й намечена рекордная кругосветка — первый в мире вояж вокруг земного шара на судне, работающем исключительно от солнечного света.


Ныне этот удивительный аппарат полным ходом строится на верфи в германском Киле (фотографии PlanetSolar).

В 2010 году мир, вероятно, увидит старт экспедиции Дэвида де Ротшильда (David de Rothschild), пообещавшего переплыть часть Тихого океана на своём "мусорном" катамаране Plastiki.

Как известно, команда Ротшильда построила судно из выброшенных на помойку пластиковых бутылок и прочего пластика. Миссия призвана обратить внимание жителей планеты на скопления и губительное воздействие на природу именно этого синтетического материала в мировом океане.


10 декабря близ Сан-Франциско Plastiki спускали на воду. Но на время рождественских каникул судно опять вернули на сушу. Дальнейшая судьба экспедиции пока не известна (фото drexplore /twitpic.com).

Крейг Вентер (Craig Venter), известный нашим читателям сборкой ДНК бактерии, что называется, "с нуля" и трансплантацией генома между видами и даже надцарствами, давно обещает порадовать мир "синтетической формой жизни".

В новом году Вентер со товарищи должны представить частично синтетический организм, аналогов которого в природе не существует (частично, так как рукотворной будет только ДНК, но не все остальные составляющие клетки). Простейший организм будет обладать минимальным набором генов, необходимых для питания и размножения. Учёные обещают сделать его незаразным и неспособным выжить вне лабораторных условий. Чуть позже микроорганизму попробуют "навязать" какие-то полезные человечеству функции, но произойдёт ли это в 2010 году, ещё не ясно.


Имя синтетическому микроорганизму 63-летний биолог Вентер уже придумал: Mycoplasma laboratorium. Название рода перенято у Mycoplasma genitalium (на снимке), ДНК которой взята за основу генома для "синтетической жизни" (фото SPL).

В первом квартале 2010 года будет представлен отчёт о завершении испытаний "цифрового пластыря" Sensium. Создатели планируют сравнить показатели своего детища и более громоздких дорогих приборов. Sensium позволит врачам постоянно контролировать здоровье своих пациентов. Новый относительно дешёвый, лёгкий и маломощный датчик, снабжённый беспроводной связью, призван следить за состоянием человека и в режиме реального времени передавать информацию докторам на сотовый телефон или компьютер.


Sensium считывает такие показатели, как температура тела, частота пульса и дыхания. Для лучшего понимания общей картины могут быть добавлены и другие параметры (иллюстрация Toumaz Technology).

Продолжая медицинскую тему, отметим, что в новом году медицинские и исследовательские учреждения всего мира смогут заполучить в свои руки первый биологический 3D-принтер, печатающий человеческие ткани не хуже фотографий. Правда, выпуск устройства пока будет лишь мелкосерийным, так что желающим приобрести новинку, скорее всего, придётся постоять в очереди (о цене до сих пор ни слова).


Также ожидается окончание испытаний необычной напыляемой кожи ReCell, о которой мы рассказывали не так давно. Вряд ли новинка появится в больницах и на полках аптек в 2010 году, но по крайней мере станет ясно, стоит ли надеяться на "светлое будущее" (фото ReCell).

Читайте продолжение...

Материал предоставлен интернет-журналом MEMBRANA (www.membrana.ru)
Просмотров: 1137 | Добавил: Админ | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024